Служба финансового мониторинга в банке
Вся банковская деятельность строго контролируется и регламентируется инструкциями и федеральными законами. В свою очередь банки контролируют операции, которые проводят его клиенты. Особенно большое внимание в последнее время уделяется обороту денег на счетах, переводам, валютным операциям, а также соответствие проводимых транзакций законности. Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации. Рассмотрим подробнее, что это за служба, зачем она нужна, чем занимается, и как она может повлиять на денежные переводы клиентов?
Что такое служба финансового мониторинга в банке?
Это подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне. Иными словами, служба финмониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.
Легализация (или отмывание) денег — это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.) законного статуса и скрытие источника их поступления. Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги». Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов. Схем для «отмыва» существует много. Самое простой и доступный способ — это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.
В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч.
Отдел финмониторинга подчиняется совету директоров банковской организации. Он проводит работу, чтобы исключить нарушения на внутрибанковском уровне и не портить деловую репутацию учреждения. Руководитель этого отдела имеет доступ даже ко всем данным о высшем руководстве.
Таким образом, служба финмониторинга проверяет и контролирует все банковские документы, а за разъяснениями непонятных ситуаций она может обратиться к любому из сотрудников.
Зачем в банке нужен финмониторинг?
Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:
- Обеспечивает безопасность работы учреждения.
- Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
- Проводит регистрацию операций.
- Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
- Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
- Предотвращает потенциальные преступления.
- Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
- Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
- Взаимодействует с ФСФМ РФ.
- Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.
Какие операции могут попасть на контроль службы финансового мониторинга в банке?
Основной критерий, по которому сотрудников финансового мониторинга в банке привлекают операции, является несоответствие этих расходных операций деятельности клиента. Согласно ФЗ №115, обязательному контролю подлежат операции на сумму выше 600 т.р. (или эквивалента в иной валюте).
Операции, которые попадают под контроль финмониторинга:
- Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
- Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
- Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
- Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
- Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
- Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в эквиваленте от 600 т.р.,
- Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
- Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 т.р.),
- Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
- Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью,
- Невозможность установления сторон сделки,
- Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.)
Таким образом, оснований для попадения операции на контроль довольно много. Это связано с повышением количества случаев отмывания денег, полученных незаконными способами. Условия законов ужесточаются, чтобы минимизировать возможные риски для банков. Вызвать подозрения могут и частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 т.р.
Что нужно сделать, чтобы операция прошла?
Чтобы приостановленная службой финмониторинга операция прошла, нужно выполнить выдвигаемые условия. В большинстве случаев – это предоставления документов, подтверждающих легальность средств на счетах:
- Выписки с зарплатных счетов или справки 2НДФЛ,
- Документы, подтверждающие прибыль от коммерческой деятельности,
- Договоры купли-продажи, дарения, наследства,
- Документы, подтверждающие расходы клиента: кредитные договора, открытие вклада в другом банке, крупная покупка,
- Копии бухотчетности и налоговые декларации, аудиторские заключения о финансовом положении,
- Паспорта сделок по валютным контрактам и иные документы.