Как исправить кредитную историю при ошибке банка
Кредитная история играет важную роль в жизни каждого современного человека. На ее основании банковские организации, услугами которых приходится пользоваться все чаще, составляют портрет будущего клиента. Создавать свою КИ человек начинает в процессе обращения в банковское учреждение за кредитом. После подачи заявки данные передаются в БКИ, при этом неважно, какое решение вынес банк. Информация о дате подаче заявления на займ и сумме отразится в КИ. Если кредит одобрен, то в БКИ будет поступать информация о регулярности его выплаты, задержках, случаях возникновения задолженности или отказа от исполнения обязательств заемщика перед банком.
Передачей информации занимаются ответственные сотрудники банка в России. Если вы брали займ в Казахстане, то даже при плохой КИ в другом государстве у вас будет чистая история в РФ.
Банковские работики обязаны передать данные в соответствии с установленными правилами. Однако, иногда может сыграть человеческий фактор, когда сотрудник ошибается и подает неверные сведения о клиенте. Это может негативно отразиться на отличной истории заемщика и послужить поводом для отказа в дальнейшем обслуживании.
Рассмотрим подробнее, в каких случаях кредитная история человека может быть испорчена по вине банка, и как исправить эту ситуацию?
Ошибки сотрудников при подаче сведений в БКИ.
Даже самые ответственные люди иногда могут ошибаться. Это касается и работников банка, отвечающих за передачу информации о клиентах в БКИ. В результате этого случается довольно неприятная ситуация, когда страдает репутация честного заемщика. В этом случае есть возможность исправить свою КИ, которая оказалась испорченной из-за ошибки.
КИ может быть испорчена по вине сотрудника банка, если:
- Специалист невнимательно заполнил заявление на передачу данных в БКИ. Например, случайно указал, что у клиента есть непогашенная задолженность или не передал сведения о полном погашении кредита..
- Честный заемщик оказался однофамильцем должника. В этом случае может быть случайно занесена в досье одного клиента информация о другом заемщике. Например, в досье добросовестного клиента Ивановой НаталЬи Ивановны попали данные о просроченной задолженности по кредиту Ивановой НаталИи Ивановны.
- Сбой работы базы данных. Например, из-за сбоя в системе некоторые платежи не были зачислены на кредитные счета. В результате образовались долги у плательщиков, которые вовремя все оплачивали. Сотрудник вовремя этого не заметил и передал данные о просрочках.
Как узнать свою КИ?
Чтобы быть в курсе, в каком состоянии находится кредитная история, нужно периодически ее отслеживать. Допускается один раз в год заказать свой кредитный отчет бесплатно и неограниченное количество раз за определенную плату. Для этого нужно:
- Узнать, в каком БКИ находится КИ (информацию об этом можно посмотреть в Центральном каталоге КИ ЦБРФ).
- Обратиться в БКИ лично с паспортом и заявлением (или сделать это по интернету).
- Получить отчет в течение 3 дней.
Сейчас существуют множество посредников (банки, частные компании или агентства), которые за отдельную плату займутся предоставлением данных о кредитной истории заемщика. Стоимость услуг составляет от 400 до 1500 руб.
Получив отчет, можно уже увидеть, какая информация в нем находится, и насколько она верна.
Если КИ испорчена по вине клиента, то придется долго и упорно ее исправлять (например, брать кредиты на невыгодных условиях и исправно их погашать) или подождать, пока эти данные аннулируются (15 лет). Удалить данные нельзя – ЦБ РФ тщательно следит за работой БКИ. Если кто-то предлагает за отдельную плату «очистить» историю от негативных моментов или вообще стереть ее, то можно со стопроцентной вероятностью отметить, что это мошенники.
Что делать, если КИ испорчена по вине банка?
Если данные внесены неверно по вине банковских служащих, то их нужно срочно исправить. Для исправления ошибок через банк нужно:
- Обратиться в банк и написать заявление с просьбой исправить неверно отправленные в БКИ данные.
- К заявлению прикладываются нужные документы (например, квитанции об оплате, договор).
- В течение 10 дней банк должен провести служебную проверку и подать в БКИ исправленные сведения.
Для исправления ошибок через БКИ, нужно:
- Обратиться в нужное БКИ с заявлением (или отправить его по почте), в котором указаны недостоверные данные с просьбой их исправить.
- Приложить к заявлению копии нужных документов (квитанций, справок об отсутствии долга или полном погашении задолженности и проч.).
- Подождать примерно 30 дней. В БКИ должны исправить КИ, если ошибки были совершены по их вине. Если в бюро отказываются их исправлять, то можно обратиться в суд и доказать свою невиновность. Ошибки будут исправлены по решению суда.
Таким образом, чтобы избежать досадных ситуаций, стоит ответственно относиться к своей кредитной истории. Для этого нужно хотя бы раз в год проверять ее состояние. При выявлении ошибок следует сразу же их исправлять.