Финансовый омбудсмен
В отношениях между финансовыми организациями и клиентами часто возникают различные споры и недопонимания. В результате дело может затянуться до серьезных неприятностей (в большинстве случае для клиента). Среди наиболее частых претензий у клиентов возникают претензии по поводу незаконных дополнительных комиссий, сборов или платежей по кредитам, требования досрочного погашения займа без основательных законных причин, незаконных методов требования погашения долга, реструктуризации долга и проч.
Обращение в суды является весьма дорогостоящей процедурой, поэтому для этого нужны веские основания и доказательства своей правоты, а также определенная экономическая выгода (оспаривать тысячу рублей при стоимости услуг адвоката в 10 тыс.р. не имеет смысла). В данном случае на помощь может прийти финансовый омбудсмен. Он занимается разрешением спорных вопросов между финорганизациями и их клиентами в досудебном порядке. Рассмотрим подробнее, что из себя представляет омбудсмен, где и как его найти, кто и на что может пожаловаться, каков возможен исход событий?
Финансовый омбудсмен.
В переводе со шведского это слово означает «регулятор интересов кого-либо». Это лицо, которое защищает интересы клиентов финучреждений, которые столкнулись с определенными проблемами. В РФ эта профессия введена АРБ (Ассоциацией банков России) с 1 октября 2010 г. Сейчас эту должность занимает Павел Медведев, известный политик и депутат Госдумы.
Принцип работы структуры финансового омбудсмена таков: к ней присоединяются банки и иные финансовые учреждения. Дело это является добровольным, но накладывает на организации определенные обязательства. Для совместной работы банки дают свое соглашение на передачу своих споров с клиентами, а затем они обязаны согласится с тем решением, которое будет вынесено омбудсменом. Те банки, которые не присоединились к данному институту, могут получать рекомендации об урегулировании конфликта, но не обязаны их исполнять.
Сейчас подобные «регуляторы» работают во многих странах. Так, в Германии ассоциация финансовых омбудсменов начала свою работу с 1992 года, чуть позже она появилась в Швеции, Дании, Великобритании, Франции, Пакистане, ЮАР и проч.
Преимущества омбудсмена перед судом:
- Услуга консультации для клиента будет бесплатной.
- Рассмотрение конфликта происходит быстрее.
- Омбудсмен независим ни от кого, что позволяет принимать решения с максимальной объективностью.
Где найти омбудсмена?
Найти его можно на сайте Ассоциации российских банков в разделе «Финансовый омбудсмен». Здесь дана биография российского омбудсмена Павла Медведева, описана деятельность данного института, приложены документы, регламентирующие его деятельность, контакты для связи, отзывы о работе.
Условия обращения к финансовому омбудсмену.
- Инициатором может выступать только физлицо.
- Объект спора должна быть сумма не более 300 000 рублей.
- Жалоба должна быть подана не позднее одного года с момента начала спора.
- Обращение является бесплатным (услуги оплачиваются финорганизацией).
- Обратиться можно в письменном виде, заполнив анкету с описанием ситуации и приложением всех нужных документов (копии договор, квитанции и проч.).
- До обращения к примирителю, физлицо должно обратиться в финансовое учреждение с просьбой урегулировать конфликт без постороннего вмешательства.
- На период рассмотрения дела омбудсменом клиент обязуется не подавать параллельный иск в суд. Отдать дело в суд можно только, если омбудсмен не смог разрешить конфликт или урегулировал его не в пользу клиента.
- Слушание дела примирителем может происходить очным и заочным способом, исходя от условий и местожительства клиента.
- Составленный примирительный акт подписывается спорными сторонами, а затем может быть предан в судебные органы в качестве мирового соглашения.
Таким образом, финансовый омбудсмен посодействует клиенту в проведении реструктуризации его долга, в получении нового кредита для погашения предыдущего на более выгодных условиях, в решении конфликта по поводу незаконных комиссий или неосновательных требований погасить долг досрочно. К его услугам прибегают в том случае, когда финорганизация не желает идти навстречу своему клиенту, а клиент не готов обращаться в суд или это ему невыгодно. Благодаря тому, что обращение и консультация в решении спора будет бесплатной, это позволит сэкономить на судебных издержках.
Обратиться к общественному примирителю споров можно в письменном виде или подойти лично в офис. Здесь расскажут клиенту о его правах, как грамотно поступить в сложившейся ситуации. Многие споры решаются уже на данном этапе. Если ситуация сложная, то омбудсмен посылает в банк запрос с просьбой дать письменный ответ на поступившую жалобу клиента в течение 30 дней. Затем ответ передается клиенту и может быть использован в дальнейшем суде.