Федеральная служба по финансовым рынкам
Чтобы сделать отечественный финансовый рынок более конкурентоспособным и привлекательным в глазах иностранных участников, правительство России приняло решение о создании специально-контрольной службы в 2004 году. Новый орган должен был навести порядок в управлении финансовыми рынками (ФР), включая страховой, микрофинансовый сегменты, биржи и торговых посредников.
Кроме этого служба следила за исполнением законодательства участниками финансового сектора, противодействовала распространению инсайдерских сведений и различным манипуляциям. Служба получила свое название – Федеральная служба по фин.рынкам или сокращенно ФСФР.
Что такое ФСФР?
Это структура федерального масштаба, относящаяся к исполнительной власти страны и прямо подчиняющаяся правительству страны. Его главная задача заключается в осуществлении контроля за работой фин.рынков. ФСФР была создана в марте 2004 г. по указу №314 Президента РФ. Причиной создания стала необходимость наведения порядка в операциях с финансовыми средствами на рынке\биржах ценных бумаг. После 9 лет работы полномочия ФСФР были отданы под управление ЦБ в 2013 г.
Служба по ФР контролировала страховой и биржевой сегменты, кредитные кооперативы, МФО, брокеров и финансовых посредников. По ее ведомство не попадала только работа банков и аудиторов.
Кроме контроля, служба разрабатывала нормативно-правовые положения по надзору в сегменте ценных и инвестиционных бумаг, коллективных инвестиционных вложений, пенсионного страхования и накоплений. ФСФР также контролировала деятельность БКИ.
При осуществлении своих обязанностей, фед.служба тесно сотрудничала со всеми уровнями исполнительной власти, имела несколько территориальных подразделений.
Целью ФСФР стало создание единого финансового центра, работающего по правилам. При этом интересы участников должны защищаться на законодательном уровне. Для этого нужна эффективная государственная политика в сфере биржевых бумаг, чтобы участники перераспределяли свой капитал и трансформировали финансовые запасы в инвестиции. На момент создания в особом контроле нуждалось инвестирование негосударственных пенсионных отчислений в рамках ОПС.
После создания ФСФР ей также были переданы контрольные функции слежения за фин.рынком, функции упраздненного Минсоцразвития и труда РФ, Министерства по антимонопольной политике и оказания поддержки предпринимателям, надзорные функции Минфина РФ в сфере пенсионных накоплений и их инвестирования.
Какие функции выполняет ФСФР?
Главные функции можно разделить на группы:
- Госрегистрация выпусков ц\б, отчетность по итогам эмиссии, регистрация выпущенных бумаг.
- Обеспечение открытия полной информации о бумагах в соответствии с законодательно-нормативными положениями. Для этого каждой бумаге присваивался спецномер, в котором был заложен код вида выпущенной бумаги и ее принадлежность, порядковый номер, код эмитента.
- Надзор за делами страховых участников (страховщиков, актуариев, брокеров, обществ взаимного перестрахования, перестраховочных компаний), приостановка, выдача, отзыв страховых и иных лицензий, выдача предписаний, контроль за финансовым состоянием и устойчивостью страховщиков.
- Контроль за непрофессиональными и профессиональными участниками фин.рынков, эмитентами, инвесторами, депозитариями, дилерами, регистраторами, управляющими и клиринговыми компаниями, акционерными, негосударственными пенсионными, паевыми, инвестиционными фондами и проч.
Таким образом, ФСФР намеревалась превратить отечественный фин.рынок в полного конкурента зарубежным аналогам. Полноценный финансовый центр смог бы запустить механизм инвестирования в корпоративный сектор экономики, вывел бы частные накопления на эффективное инвестирование, особенно пенсионные резервы. Строгий надзор помог создать благоприятные и привлекательные условия для участников финансового рынка, да им уверенность в защите своих прав и действий, минимизировал мошеннические и незаконные действия.
Кому подчиняется ФСФР?
Во время своей работы служба напрямую подчинялась правительству страны. В работе ФСФР руководствовалась Конституцией РФ, федеральными законами РФ, международными положениями и договорами. Для выполнения задач служба имела организационную структуру в составе 10 управлений, 3 отделов и 13 территориальных органов.
С осени 2013 года ФСФР была упразднена по указу №645 Президента. Все ее функции и полномочия были отданы ЦБ, согласно ФЗ № 251 от 2013 г. Вместо нее были созданы 6 департаментов. Руководителем ФСФР был Дмитрий Панкин и его заместители С.Хармалов, И.Жук, Е.Курицына, Ю.Бондарева, О. Пилипец. После упразднения все эти люди перешли на работу в ЦБ. Д.Панкин в ЦБ не попал.
Процесс упразднения ФСФР выглядел, как присоединение службы к ЦБ с последующим переименованием. В ЦБ перешла большая часть сотрудников. Объем полномочий регулятора остался почти таким же, какой был в расформированной ФСФР. Главой сформированного отдела стал С.Швецов. Его замом стал бывший глава департамента фин.стабильности Центробанка – В.Чистюхин.
В результате присоединения ЦБ стал мегарегулятором. Вариант слияния рассматривался еще в 2012 г., поэтому этот процесс был логичным. В регионах слияние ФСФР и ЦБ не имело сильного влияния: все органы службы остались в тех же офисах с большей частью кадрового состава. После слияния все незавершенные процедуры, включая выдачу и отзыв лицензионных документов, проведение проверок эмиссий биржевых бумаг, жалобы и обращения были завершены новоиспеченной службой ЦБ.
Таким образом, все участники финансового сегмента попали в подчинение ЦБ, что задело многие страховые и некредитные компании. Так, СК Россия прекратила свою деятельность после попадания под управление Банка России. Некредитные фин.компании сразу почувствовали влияние ЦБ, который установил требования к активам и капиталу, ввел финансовые нормативы и занес в единую базу данные обо всех некредитных компаниях. Также ЦБ получил право напрямую обращаться к заграничным регуляторам для запросов конфиденциальной информации, являющейся банковской тайной.
Какие вопросы решает ФСФР?
ФСФР, а ныне Служба при ЦБ, решает вопросы:
- Рынка финансов ценных бумаг
- Участников, касательно контроля за их работой.
- Выпуска бумаг в обращение
- Выдает или отзывает лицензии участников, переоформляет документы, выданные ФСФР, по окончанию срока их действия.
- Рассматривает обращения и жалобы.
- Отслеживает инсайдерскую информацию, противодействует ее незаконному использованию, следит за информационными ресурсами.
- При возникновении конфликта интересов участников фин.рынка, служба принимает решение о дальнейшем исходе дел.
- Обрабатывает и анализирует отчетность некредитных финансовых организаций.
- Ведет реестры участников, вносит измененения.
Таким образом, после упразднения ФСФР, ЦБ получил больше полномочий и власти. Для участников фин.рынков это сказалось по-разному. Одни не почувствовали особых изменений, а другим пришлось тяжело из-за давления регулятора. Благодаря контролю за деятельностью финансовых рынков, этот сегмент был приведен в порядок. Участники стали проявлять больше доверия, поскольку их права защищены на законодательном уровне, а вероятность столкнуться с незаконными или мошенническими действиями снизилась до минимума. Это дало толчок для развития российских фондовых рынков.