Бюджетная система РФ
Бюджетный Кодекс регламентирует работу всей бюджетной системы нашего государства. Под бюджетом имеется ввиду пополнение и расход госфонда денег, которые идут на обеспечение функционирования госорганов федерального и местных уровней. Бюджет регулируется различными правовыми нормами и совмещает в себе бюджеты остальных структур и уровней власти, из которых устроена страна. Он представляет целевой экономическо-финансовый план страны на один год, имеющий законную силу. После составления бюджет утверждается на нескольких уровнях, а затем подписывается президентом и вступает в силу. Таким образом, госбюджет является важной составляющей всех экономических, финансовых госпроцессов.
Бюджетная система.
Наша БС имеет три ступени:
- Федеральная ступень. Сюда относится госбюджет, внебюджетных учреждений и госфондов.
- Региональные бюджеты и бюджеты субъектов.
- Местные/городские/сельские.
Бюджет РФ является основным звеном всей БС страны. В нем отражаются все госресурсы, выражающие экономические процессы, способы образования и применения средств финансовых фондов, мобилизуются ресурсы предприятий и доходы граждан. Полученные средства идут на повышение обороноспособности государства, обслуживание госорганов, создание госрезервов, оказанием денежной поддержки регионов и местных субъектов, погашение гос.долга страны.
Среди функций бюджета можно выделить следующие:
- Распределение ВВП и нацдохода.
- Стимулирование и контролирование экономики страны.
- Финансирование социальной политики.
- Контроль за использованием бюджетных денег.
Таким образом, бюджет формирует рациональный процесс общественного производства, способствует эффективному использованию госсредств, является центральным компонентом экономического прогресса, оказывает влияние на хозяйствующие отрасли. Вся работа БС регламентируется единой законно-нормативной базой.
Принципы БС РФ.
- Единство. Вся политика, отчетность, законодательство, денежная системы и проч. работают на единых принципах и обеспечиваются единым законодательством.
- Сбалансированность. Объем поступлений должен примерно совпадать с объемом расходов. Все бюджеты закладываются именно по такому принципу, без превышения одной статьи над другой.
- Самостоятельность. Каждый бюджет имеет свои источники пополнения, а средства расходуются по своему усмотрению. Дефицит также финансируется по усмотрению субъекта. Все движения регламентируются и контролируются госорганами.
- Достоверность. Все показатели являются истинными, адекватными, соответствующими экономическому состоянию.
- Полнота. В бюджете в полной мере отражены все доходы и расходы. Собранные деньги идут на целевые нужды. Закон публикуется в открытых СМИ.
Кто и как принимает бюджет страны?
Правительство вносит в Госдуму бюджетопроект на будущий год до 1 октября текущего года, согласно посланиям президента. Дума в трех чтения обсуждает основные параметры, предлагает изменения. Если бюджетопроект будет отклонен, то формируется согласовательная комиссия. После окончательного утверждения Думой, проект передается в Совет Федерации, а затем подписывается президентом страны.
Статьи.
Статьи всех бюджетов состоят из доходов и расходов.
Доходы разделяются на неналоговые и налоговые. К налоговым относятся:
- Госпошлины.
- Налоговые сборы.
- Таможенные платежи и сборы.
К неналоговым относятся:
- Прибыль от продажи/использования госимущества.
- Доходов унитарных учреждений.
- От внешнеэкономической деятельности.
- Продажи госзапасов резервов.
Полученные средства расходуются на:
- Работу судебной системы страны.
- Международную деятельность.
- Нацоборону и повышение нацбезопасности.
- Финансирование научных процессов.
- Содержание госорганов.
- Поддержку госпроектов
- Ликвидацию ЧС и бедствий федерального масштаба.
- Погашение госдолга.
- Выплаты пенсий, пособий и проч.
Профицит и дефицит.
Эти явления могут характерными для любой БС.
Профицит проявляется тогда, когда поступления будут превышать расходы. Такое явления встречается крайне редко, однако, его можно было наблюдать, когда цена за нефть была свыше 100 долл. за баррель. Нефтедоллары быстро пополнили запасы. Чтобы сократить профицит, государство может: уменьшить продажи госимущества, перенаправить деньги на погашение долговых обязательств, увеличить расходные статьи.
Дефицит проявляется тогда, когда расходы превышают поступления. В мире считается нормой, если объем дефицита не превышает 3% от ВВП. Если в бюджет закладывается дефицит, то одновременно прописываются статьи его финансирования, в число которых входят: кредиты банковских учреждений, других государств, международных компаний, госзаймы путем выпуска ц/б, реорганизация налоговой системы, усиление контроля за расходными операциями, уменьшение объема дотаций, сокращение системы социальных льгот.
В РФ дефицит бюджета федерации не должен быть больше ВВП на 4,7%. Дефицит бюджетов субъектов не должны превышать 15% доходов.