Почему могут не дать дебетовую карту?
Банковские карточки привлекают клиентов своим функционалом. Они дают свободу расчетов по всему миру, клиенту не нужно искать обменные пункты в другой стране и боятся потерять свои деньги. Дебетовая карточка играет роль кошелька. В отличие от кошелька в традиционном виде, если карту украдут, то деньгами вряд ли смогут воспользоваться, ведь они фактически находятся на счете клиента.
Многие клиенты часто получают отказы по кредитным продуктам (по займам, ссудам, кредитным картам и кредитам) — на это влияет кредитная история. В случае с дебетовыми картами также бывают отказы банка в выпуске, хотя они не имеют в большинстве своем дополнительных лимитов (овердрафт).
В правилах обслуживания дебетовых карт находится пункт о том, что банк может отказать в выпуске карты без указания причины. И действительно, сотрудникам банка запрещено объяснять причину, потому что система оценки клиента и политика выпуска карт банка является секретной информацией. Если она станет «прозрачной» для всех, то это может служить поводом для различного рода обвинений, вплоть до дискриминации, что нанесет вред репутации банка.
Почему могут отказать в выпуске дебетовой карты?
При выпуске карты дебетового типа банк использует комплексную систему оценки. Если все устраивает – карты будет выпущена, если нет – отказано в выпуске.
Рассмотрим основные причины для отказа:
- Условия для выпуска. Перед подачей заявки на дебетовую карточку следует ознакомиться с условиями для ее выпуска. Иногда малейшее несоответствие может служить причиной отказа. Это может быть несоответствие возрасту, местожительству, трудовому стажу, месту работы, сроку трудового стажа, отсутствие официального дохода, людям определенных профессий (ИП, адвокаты и др.)
- Недостоверность данных. Служба безопасности проверяет указанные в анкете-заявлении сведения. Если выявляются ложные, то это служит поводом для отказа в выпуске.
- Несоответствие данных. Если в базе данных банка уже имеются данные клиента, а он подает, спустя некоторое время, уже совершенно другие данные в своей анкете, то, скорее всего, ему будет отказано в предоставлении карты.
- Непрохождение проверки. Иногда сотрудники службы безопасности проводят ручную проверку введенных данных (например, могут прозвонить указанные телефоны контактных лиц или самого клиента). Если телефоны находятся вне зоны доступа или отвечают посторонние лица, которые не знают клиента, то клиент получит отказ.
- Наличие одного/нескольких действующих кредитов/кредитных карт с просрочками или задолженностью. Процесс автоматического скоринга при проверке данных затронет и кредитную историю клиента. Если он зарекомендовал себя, как недобросовестный заемщик, то банк не захочет с ним связываться, даже выдавая ему дебетовую карточку. Если в выдаче дебетовки отказывают сразу несколько банков, то следует проверить свою кредитную историю, подав запрос в БКИ.
- Наличие нескольких действующих дебетовых карт. Большое количество карт у одного клиента (зачастую высокого статуса) и прохождения по ним крупных сумм денег может вызвать подозрения у службы безопасности банка. Подобным образом недобросовестные люди могут отмывать деньги, полученные незаконным путем, а это является прямым нарушением федерального закона №115.
- Внешний вид. До проверки данных оценивается внешний вид человека, желающего оформить карту. Если будут визуально выявлены признаки алкоголизма, приема наркотиков, татуировок (особенно указывающие на криминальное или тюремное прошлое), неадекватного поведения, то такому клиенту автоматически будет отказано в выпуске карты. Криминальное прошлое может быть выявлено при проверки СБ банка, либо по внешним признакам (вид, жаргоны, стиль поведения). Вызывает подозрение и клиент желающий оформить карту высокого статуса (золотого, платинового), при этом указывая низкий доход или его отсутствие.
- Автоматический скоринг. Почти все анкеты проверяются в автоматическом режиме, без личной оценки банка. На основании выставленного скорингового балла выносится решение о доверии к клиенту.
- Черные списки банка. Если потенциальный клиент будет найден в черных списках банка, то ему автоматически будет отказано в выпуске дебетовой карточки. В данные списки попадет каждый, кто имел когда-либо неприятные инциденты или споры с банком. Причины попадания в ЧС могут самыми разными: наличие задолженности, просрочек, судебные споры, подозрение на мошенничество, сокрытие от банка измененных личных данных (нового паспорта, фамилии, места прописки и др.), непредоставление запрашиваемых документов для подтверждения поступлений сумм на счета и другие. Обычно банк заносит в свои личные черные списки клиента навсегда. Это может отразиться на кредитной истории, если такие данные будут поданы в БКИ.
Как проходит проверка указанных данных?
Проверкой занимается СБ банка. Методы проверки имеют строгую секретность и не подлежат огласке. В процесс проверки входят следующие этапы:
- Автоматический скоринг (проверка данных в БКИ, на соответствие),
- При выносе решения скоринга на ручное рассмотрение, специалист СБ проводит ручную проверку (прозвон, запрос данных в полиции, выезд по указанным адресам),
- Личная беседа сотрудника СБ с потенциальным клиентом (это бывает крайне редко, но практикуется в банках в случаях, если возникают вопросы в соответствии с ФЗ №115)
- Если будут выявлены факты мошенничества (фальшивые документы, ложные сведения), то клиенту будет отказано в выпуске дебетовой карты, а также по своему усмотрению сотрудник СБ может сообщить об этом в органы правоохранения.