Меню Закрыть

Что такое ICO и для чего нужен?

4 мин. на прочтение =
💡 +100 к финансовой грамотности
✔️ +10 к защите от мошенников

Англоязычная аббревиатура ICO регулярно мелькает в новостях о финансах, инвестициях и технологиях. Это сокращение от Initial Coin Offering, что дословно можно перевести как «первичное монетное предложение». Другими словами, это процедура поиска инвесторов на стороне (краудфандинг). Только инвесторы покупают не акции, а криптографичекские токены и монеты за криптовалюту (Bitcoin, Ethereum), а иногда и за фиатную валюту (доллар, евро, рубль).

ICO позволяют проектам привлекать финансирование со стороны для реализации своих моделей и планов. Данная процедура во многом напоминает IPO (Initial Public Offering) – первичное выставление акций на биржах. Только здесь инвесторы закупают токены/монеты, которые потом торгуются на биржах и имеют свой курс. Если проект оказывается успешным, то «вкладчики» получают дивиденды. Стоимость токенов проекта растет относительно криптовалют и фиатных валют.

Процедура ICO

ICO может инициировать физическое или юридическое лицо. Здесь нет строгих норм и правил, аудита в отличии от процедуры выставления акций на биржи. Все проекты, использующие эту форму краудфандинга, имеют отношение к криптовалютам и блокчейну (блокчейн – база или цепь блоков операций внутри криптовалюты). Это могут быть сервисы или приложения, связанные с криптой, платформы для разработчиков или целые децентрализованные сети со своим прототипом и блокчейном. Процедура в любом случае подразумевает выпуск собственного токена – до или непосредственно во время торгов.

Установленных норм в ICO нет, зато есть правила хорошего тона:

  1. Представители проекта должны обосновать, почему им необходимы инвестиции и собственные монеты;
  2. Необходимо в общих чертах описать модель развития проекта и его перспективы;
  3. Огласить желаемую/необходимую сумму инвестиций и ориентировочные сроки ICO;
  4. Хорошие проекты имеют свои протоколы в бета-версии и могут продемонстрировать их инвесторам;
  5. Желательно, чтобы инициаторы ICO раскрыли свою личность и первые несколько циклов владели приличной долей токенов;
  6. Должна существовать возможность добычи валюты проекта и возможность привлечения новых инвесторов.
  7. Использование Escrow-счета – это означает, что проект собирает инвестиции не на личные счета, а задействует для этого третьи лица.
Читайте также:  Стоит ли нести деньги в Сбербанк?

Чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, инициаторы ICO запускают PR-кампании. Проводятся презентации, выпускаются пресс-релизы в электронных, а иногда в печатных СМИ. В них отмечаются преимущества проекта, его перспективы и модель, а также анонсируется дата открытия продаж.

Стать участником ICO сможет любой человек, у которого есть деньги и желание инвестировать. Обычно у проектов есть свои сайты, на которых нужно регистрироваться. На них детально описана процедура инвестирования. Все подобные краудфандинги принимают криптовалюты (Bitcoin, Ethereum). Если ваш капитал – это доллары, рубли или другой фиат, то есть несколько вариантов:

  • Сразу воспользоваться обменником (на случай если не принимается фиат);
  • завести кошелек, конвертировать фиат в криптовалюту, и осуществить перевод по предложенной инструкции.

В дальнейшем полученные монеты получат свой курс и начнут торговаться на биржах. Вы сможете их обменять на другую валюту. Или использовать уже внутри проекта.

Привлекательность и риски

Привлекательность вложения денег в ICO, как и в любом виде инвестиций, заключается в получении дивидендов в будущем. В отдельных случаях окупаемость может быть стократная или даже выше. В 2014-м году был запущен краудфандинг криптовалюты Ethereum (эфир), которая представила второе поколение блокчейна. На момент проведения ICO токены эфира стоили меньше 1 цента. А уже в июне 2017-го стоимость одной единицы валюты достигла 400 долларов.

Основная проблема такого вида инвестирования – это отсутствие норм регулирования. Это приводит к тому, что многие стартапы оказываются мошенническими. ICO выступают инструментом сбора денег, но инициаторы не дают инвесторам никаких гарантий. В случае неудачи стартапа, инвестор теряет деньги. Страховые фонды в этом виде краудфандинга не предусмотрены. В лучшем случае вы можете стать долгосрочным инвестором – если в будущем ICO-проект станет успешным.

Читайте также:  Сервис Капиталист(Capitalist) - что это и зачем нужен

Для снижения потенциальных рисков, необходимо проводить анализ. В среде ICO инвесторы зачастую руководствуются только увиденными презентациями и базовой информацией. Этого недостаточно для нормальной оценки привлекательности и рынков проекта. В Интернете есть специальные сервисы – вроде ICORating, занимающиеся независимой оценкой ICO. Анализу подлежит:

  • Бизнес-модель – ее преимущества и недостатки;
  • Ниша, в которой будет реализован проект, и уровень конкуренции в ней;
  • Квалификация команды (опыт в разработке блокчейн-технологий, опыт ведения проектов);
  • Прототип и его качество;
  • Общественное мнение и другие моменты.

Вложение средств в ICO можно сравнить с венчурным инвестированием, так как процент успешных проектов невысок. Зато потенциальный выхлоп инвестора большой в случае правильного вложения.

Реальные примеры успешных ICO

Первое ICO состоялось в 2013-м году проектом Mastercoin. Ему удалось собрать 5 миллионов долларов инвестиций.

Mastercoin - первое ICO

Ранее мы отмечали успех ICO криптовалюты Ethereum. Краудсейл принес стартапу 18 миллионов долларов. Разработчики этого проекта смогли предложить технологию «умных контрактов», которая способна изменить сферу электронных денежных переводов. По объему капитализации Ethereum в долларовом эквиваленте приближается к Bitctoin – 25 миллиардов долларов против 40 миллиардов (цифры на июль 2017). А участники ICO Ethereum получили 10000-кратные и выше дивиденды со своих инвестиций.

Основным показателем успешности ICO считается количество привлеченных средств, а также скорость получения желаемой суммы инвестиций. Только в июне 2017-го года проект Bancor за несколько часов ICO сумел собрать 396 720 единиц эфира. По текущему курсу это эквивалент 80 миллионов долларов. А проект инновационного браузера Brave за 30 секунд краудсейла собрал более 35 миллионов долларов.

Самую большую сумму удалось собрать стартапу EOS (170 миллионов долларов), который предлагает свою уникальную программную среду для создания децентрализованных приложений на основе блокчейна. ICO EOS состоялось в последнюю неделю июня 2017-го года. Но уже на следующей неделе блокчейн-платформа TEZOS установила новый рекорд – 230 миллионов долларов.

Читайте также:  Коллекторское агенство - что это и зачем нужно?

Большие суммы инвестиций не всегда гарантируют успех проекта. ICO фонда DAO собрал в 2016-м году 150 миллионов долларов. Из-за технических недоработок платформа потеряла 60 миллионов в результате действий хакера.

Перспективы

По сообщениям аналитиков группы Smith + Crown частота размещения ICO в 2017-м году возросла почти в два раза в сравнении с 2016-м годом (2,75 и 1,5 размещений в неделю соответственно). Заметно возросли и объемы привлеченных инвестиций – они начали переваливать психологическую отметку в 100 миллионов долларов, а сроки первичного размещения сократились. Авторитетные инвесторы сравнивают ICO с волной IPO IT-компаний (Amazon, Google, Apple). ICO также направлены на сбор инвестиций под проекты новой экономики, которые будут многое определять в жизни людей в будущее. И ближайшие несколько лет масштабы этого вида краундфандинга будут только расти.

Бесполезно
0
Занятно
2
Помогло
0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пока нет комментариев